|
|
Дважды в год, весной и
осенью, перед каждым автолюбителем, за исключением тех, кто
уже обновил колеса, встает вопрос какие диски и шины
приобрести на зиму или на лето. И если зимняя резина
используется в год в течение всего лишь одного сезона, а
потому служит своему хозяину верой и правдой несколько лет,
то летняя и всесезонная изнашивается гораздо быстрее. А уж о
дисках и говорить не стоит. Они трудятся и зимой и летом, а
потому требуют регулярного ухода и замены. На сегодняшний
день на рынке дисков, впрочем, как и шин, представлен
довольно широкий ассортимент товаров разного уровня,
качества и цены, в котором можно запросто запутаться. Внесем
ясность, разделив все колесные диски на три категории по
материалу и способу изготовления: штампованные, литые и
кованые.
Штампованные диски являются самым простым и
дешевым видом колес. Их изготавливают из довольно дешевого
конструкционного материала - стали. Обод и диск колеса по
отдельности выштамповываются из стального листа, а затем
свариваются. Сталь довольно плохо противостоит коррозии,
поэтому штампованные стальные диски обычно покрывают
грунтовкой, эмалью и лаком. При эксплуатации защитный
лакокрасочный слой диска может повреждаться или стираться,
способствуя тем самым коррозии колеса.
Основными преимуществами
штампованных дисков является их низкая цена и неплохая
пластичность, позволяющая им гнуться, а не лопаться при
попадании в ямы или на бордюры. Последнее обстоятельство
крайне важно с точки зрения безопасности и возможности
последующего восстановления поврежденного диска. Основными
недостатками можно назвать довольно высокую массу
штампованных дисков, не высокую точность геометрических
параметров при изготовлении, а также слабую коррозионную
стойкость и скудное разнообразие в дизайне.
Литые
диски, или как их еще называют - легкосплавные,
изготавливаются литьем из алюминиевых и магниевых сплавов.
Данный способ позволяет придавать заготовке любые формы и,
поэтому литые диски обладают, пожалуй, самым широким
спектром различных стилей, форм и дизайнов, начиная от
лакированных цельнолитых и заканчивая полностью или частично
хромированными разборными конструкциями, состоящими, как
правило, из двух-трех частей. Основными преимуществами литых
дисков является их более высокая прочность (в 1,5 раза
прочнее стальных) и геометрическая точность (допуски на
радиальное и осевое биение обода 0,1- 0,15 мм), а также их
малый вес (на 15-20% легче стальных). Диски из алюминиевых
сплавов обладают высокой стойкостью к коррозии, даже при
повреждении лакокрасочного покрытия, а также хорошими
демпфирующими свойствами. Магниевые диски превосходят
алюминиевые по всем параметрам кроме коррозионной стойкости
и прочности. Сохранности защитного покрытия магниевых дисков
следует уделить особое внимание. Например, при шиномонтаже
рекомендуется использовать балансировочные грузики,
крепящиеся с помощью клея, а не скоб, царапающих поверхность
обода. Основные недостатки литых дисков - это высокая цена и
хрупкость, так как при повреждении на ямах и бордюрах они не
гнутся, а лопаются по причине кристаллической структуры
материала.
Кованые
диски, пожалуй, одни из самых лучших вариантов
для автомобиля по целому ряду параметров. Не даром их
устанавливают на спортивные и гоночные машины. Для понимания
уточним, что ковка - это объемная штамповка. При
производстве кованых дисков заготовку сначала поэтапно
деформируют, а потом механически обрабатывают на токарных
станках. Конечное изделие получается практически идеально
сбалансированным и имеет наивысшую геометрическую точность.
Так как на этапе обработки много лишнего металла удаляется,
кованые диски получаются даже более легкими, чем литые в
среднем на 15-20%. А по сравнению со штампованными, они
легче почти вдвое. На этом преимущества штампованных колес
не заканчиваются. Они в 2,5 раза прочнее стальных колес, а
их пластические свойства вдвое выше требуемых ГОСТом.
Поэтому при повреждении диск не колется, а сминается, не
образуя трещин. Кованые алюминиевые диски при этом еще и
отлично противостоят коррозии, а вот лакокрасочное покрытие
магниевых колес надо беречь. Зато благодаря тому, что
плотность магния в 4,5 раза меньше, чем у стали, и в 1,5
раза - чем у алюминия, магниевые колеса на 35% легче кованых
алюминиевых. Основными преимуществами кованых дисков можно
назвать малый вес, высокую прочность и точность
изготовления, а также хорошую пластичность и
сбалансированность. Основным недостатком таких колес
является высокая цена, так как кованые диски дороже литых.
www.autonet.ru
|